Что такое КСО? Преимущества КСО Что лучше: КСО или кассир?
Касса самообслуживания (КСО) vs кассир-продавец
3 мин.
04.08.2025 13:12:35

Касса самообслуживания (КСО) vs кассир-продавец

Постоянный рост покупательской способности неминуемо ведет к увеличению очередей в точках розничной торговли. Предпринимателям представлен большой выбор кассового оборудования, нацеленного на ускорение работы кассира и сокращению времени ожидания в очереди покупателя - сканеры штрих кодов, автоматические весы, принтеры чеков и многое другое. Уже не инновацией являются и кассы самообслуживания (КСО). Все большее количество предпринимателей применяют данное решение в своем бизнесе, но есть и те, кто все еще сомневается. В статье разберемся, что же лучше - касса самообслуживания или продавец?

Что такое КСО?

Касса самообслуживания — это место, где покупатель самостоятельно может просканировать выбранный товар и произвести оплату. В самом простом варианте КСО выглядит как устройство с большим сенсорным экраном, сканером штрих кодов, терминалом оплаты и чековым принтером. При необходимости КСО можно оснастить стойкой, весами, подставками для корзины с продуктами и установки пакета, сигнальной лампой и др.

Чтобы интегрировать кассу самообслуживания с внутренней учетной программой потребуется специалист. Он установит кассу, специальное ПО и произведет необходимые настройки.

Преимущества КСО


Увеличение пропускной способности. Одним из главных преимуществ касс самообслуживания является увеличение пропускной способности. В настоящее время количество покупателей, предпочитающих пробивать и оплачивать покупки самостоятельно, и покупателей, которые хотят иметь дело с живым человеком, приблизительно одинаково. Таким образом, установка КСО позволит разделить очередь пополам и увеличить скорость ее движения.

Снижение нагрузки на продавца. В торговом зале всегда много работы. В тот момент, когда продавцу необходимо будет выполнять задачи не связанные с работой на кассе (выкладка товара, переоценка и т.д), покупатели сами смогут просканировать и оплатить покупки.

Увеличение лояльности покупателей. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда заходишь в магазин за приобретением единичного товара, например бутылкой воды, а на кассе большое количество покупателей. Редкий человек примет решение занять место в очереди и ждать. Скорее всего он пойдет в другой магазин. С установкой кассы самообслуживания вы не будете терять покупателей, ведь им не придется тратить время на ожидание.

Стоимость. Минимальный комплект для оснащения КСО обойдется предпринимателю в среднем 120-150 тысяч рублей. На такой кассе покупатель сможет пробить товар по штрих коду и оплатить его. Расширить функционал КСО позволят дополнительные модули, такие как весы, проводной сканер ШК, сигнальная лампа для вызова ассистента и др. Дополнительное оборудование, конечно, увеличит стоимость комплекта, но давайте посчитаем сколько стоит 1 сотрудник. Заработная плата кассира в среднем составляет 45 тысяч рублей. За год придется заплатить 540 тысяч. Прибавим к этой цифре налоговые расходы, оплату сверхурочных, отпускных и больничных, и мы увидим, что содержание одного сотрудника обходится предпринимателю в сумму, значительно превышающую стоимость КСО. Помимо этого, для работы кассиру необходимо создать рабочее пространство с набором технического оснащения, что тоже стоит немалых денежных вложений. В свою очередь, на место одной стационарной кассы можно установить 2-3 КСО, что также скажется на увеличении пропускной способности магазина.

Рекомендуемые устройства

  • В наличии
Касса самообслуживания АТОЛ КСО 4271
Касса самообслуживания АТОЛ КСО 4271
  • В наличии
Касса самообслуживания АТОЛ КСО 3215
Касса самообслуживания АТОЛ КСО 3245 (с ОС)
  • В наличии
Касса самообслуживания АТОЛ КСО 3212
Касса самообслуживания АТОЛ КСО 3212 (с ОС)

Что лучше: КСО или кассир?


Безусловно, касса самообслуживания имеет много преимуществ, но совсем отказаться от человеческого ресурса тоже нельзя. Человек нужен для помощи покупателям, для контроля за корректной работой КСО. Некоторые покупатели предпочитают, чтобы их обслуживал профессиональный работник, с которым можно поговорить, другие, напротив, не имеют желания личного общения с продавцом и предпочитают взаимодействовать с техникой. Несмотря на то, что существуют кассы самообслуживания, которые способны принимать наличные средства, предприниматели больше доверяют такую работу живому сотруднику.

Категорично ответить на вопрос: “Что лучше - КСО или кассир” нельзя. Делая вывод из всего вышеизложенного, скажем, что лучший вариант - это совместная работа. Кассир будет контролировать работу КСО, а КСО помогать кассиру обслуживать покупателей.
Каталог
Подберём оборудование под ваши задачи и цели!
Отставить отзыв
no_photo
Представьтесь
Поставьте оценку
0.0
Расскажите подробнее
Задать вопрос
Представьтесь
Что вас интересует?
Обратный звонок

Помощь с выбором
Под какую задачу планируется ваше устройство?

Отклик на вакансию

Нашли дешевле? Мы снизим цену!

Спасибо!

Ваша заявка принята
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер!

Спасибо!

Товар успешно добавлен в корзину!